Что есть любовь в жизни человека?

 

Любезные братья и сестры!

Рассмотрим и вникнем в самый важный для нас вопрос: что есть христианская любовь в жизни человека?

Главное, что дал Христос человечеству и людям, – это заповедь любви. В ней сказано: возлюби Бога всем сердцем и разумением твоим и также возлюби каждого человека, с кем встречаешься, то есть одинаково сильно нужно любить и Бога, и человека.

Это главный духовно-нравственный закон устроения жизни людей. Он говорит нам: чем более человек воспринимает эту заповедь сердцем и разумом и более следует ей, тем более у него благополучны личная жизнь и семья, тем лучше он выполняет профессиональные обязанности и тем более полезен обществу и Отечеству.

Заповедь любви является основой данного Христом Нового Завета – союза Бога с человеком  в устроении жизни по новому – по любви ко всему, что окружает человека.

Любовь – это тонкая и мощная духовная энергия, которая исходит Святым Духом от Бога и питает верующих людей. Благодаря этой чудотворной энергии у человека возникают следующие добрые необычные свойства.

1. Любящий человек старается не нарушать Божии заповеди, стремиться жить нравственно, по правде, благородно, угождать ближним и не быть равнодушным.

2. Любовь вызывает у человека возрастание доброй работоспособности, иногда в несколько раз. Любящий человек говорят «может и горы своротить».

3. Любовь вызывает еще стремление творить и созидать новое, дающее удивительные добрые плоды. Она умножает творческие способности и силы. Все лучшие произведения, созданные человеком в области науки, техники, искусства, литературы, архитектуры и других сферах, является плодом созерцающего творчества на основе христианской любви.

4. Известно, что мудрость любящего сердца выше мудрости разума. Христианская любовь дает человеку высшую мудрость сердца, когда он находит в сложной ситуации наиболее правильное решение для себя и ближних.

5. Создание и сохранение крепких счастливых семей тоже происходит в основном благодаря Христовой любви у супругов.

6. Апостол Павел сказал: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх». Тогда человек, охваченный любовью становится бесстрашным и непобедимым. Он не боится пострадать за Бога, свое Отечество, «положить душу свою за друзей своих»; достойно переносит все испытания и в смертельной опасности.

7. Миссионерское проповедование веры более сильным и успешным бывает у тех, кто более любит Бога Христа и людей, кому проповедует. Такая проповедь может сотворить чудеса, даже если проповедник будет не очень грамотен академически. Ибо вера и любовь намного сильнее знаний. О такой любви сказал апостол Иоанн: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16). Через такого проповедника, охваченного христианской любовью Сам Бог Христос общается с людьми.

8. При возрастании христианской любви происходит многостороннее возрастание совершенства и красоты души человека до высшего уровня. И тогда Господь при окончании земной жизни берет к Себе этого человека в лике святого. Многие отмечают, что святые отличаются в земной жизни особой теплой покоряющей любовью ко всем людям и всему, что их окружает.

Кроме истинной любви, есть еще ложная любовь-страсть от темного мира. Эта любовь очаровывает на некоторое время и затем приносит несчастье. Поэтому по аналогии с Западом сегодня многие под любовью подразумевают в основном половую любовь и сексуальные взаимоотношения. Эту любовь не отрицали и православные люди. Но в понятиях Святой Руси она мыслилась и признавалась только в браке, целью которого является создание семьи, рождение и воспитание детей. Половые отношения вне законного брака считались тяжким грехом, который лишает человека создания счастливой семьи. Лишить невинности девушку без намерения стать ее мужем в народной этике – страшный грех, за который придется строго отвечать перед Богом вечным «мученьем души». Вместе с тем девушка, которая не сумела «соблюсти себя» по своему хотению, считалась падшей, и к ней относились как к блуднице, презирали, с ней водились только ей подобные.

В своих размышлениях о любви блаженный Августин сделал вывод: «Любовь есть таинство» – неразгаданная тайна. Наука много раз пыталась открыть и описать феномен любви, ее закономерности. Но это невозможно, поскольку явление любви относится к духовному миру, который науке не подвластен, а еще потому, что любовь исходит от Бога, Который в своих благих действиях не предсказуем.

Человек, охваченный благородной христианской любовью, – это положительно иной человек. Тем более, что именно христианская любовь явилась первопричиной появления человека на земле. Бог для того сотворил человека – существо подобное Себе, чтобы иметь с ним взаимную любовь – самое ценное на свете, дающее высшую радость и счастье.

Любовь имеет не только невидимые глубокие внутренние чувства. Она имеет также разнообразные внешние проявления. И светящиеся добрые глаза, и притягательную ласкающую улыбку, и старание сделать добро, услужить ближнему. Любовь проявляет себя еще в плаче и излиянии слез, которые возникают и в радости о чем-то добром, и в жалости о ближнем, и в усердной молитве к Богу, и в других случаях. Плач и Христова любовь органически соединены. Народная пословица кратко и точно говорит о различных состояниях плача: «злой плачет от злости, а добрый от жалости и радости».

Еще есть плач о своих грехах в молитвенном покаянии, о прошении помощи в их избавлении. Это благотворный плач очищения и укрепления души. После него в душе возникает тихая глубокая радость. О нем Спаситель сказал: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Святой Иоанн Златоуст поясняет: «Как после проливного дождя воздух делается чистым, так и по пролитии слез настает тишина и ясность, мрак греховный исчезает».

У истинно верующих людей, любящих Бога и ближних, слезный плач нередко происходит. И это не является признаком слабости человека, как некоторые думают и говорят, а наоборот. Так, великий князь и полководец Александр Невский после Божественной литургии в Софийском соборе Великого Новгорода всегда подходил к своей любимой иконе Богородицы, вставал на колени и молился истово со слезами о разоряемой Руси, просил Господа и Божию матерь о помощи ей и себе. И в такой слезной молитве получал духовную силу для защиты и устроения Отечества. А рядом с ним молились на коленях и другие мужи и матери семейств. Вот добрый пример губернаторам современной России.

Но невозможно плакать на показ, когда захочется. Плач – это дар Божий, по Его воле он приходит. Поэтому невозможно было увидеть, как писал поэт Маяковский, плачущих большевиков, которые не признавали и отрицали христианскую любовь. Этим объясняются многие жестокости большевиков и невозможность создания счастливого общества на безбожной коммунистической основе.

Мы – наследники Святой Руси и Великой России. У нас высшим и главным законом была заповедь христианской любви, которая определяла смысл и содержание всех государственных и гражданских законов и правил личностных отношений. Христианская любовь имеет многосторонние проявления в жизни человека. Кто ее не имеет и не знает, не обретает и не возрастает в ней, тот очень обедняет свою жизнь.

Почему еще нам нужно постоянно относиться с любовью ко всем своим ближним? А вдруг мы сегодня живем последний день?! Причин неожиданно закончить свою жизнь в наше время много. Поэтому и в этот начавшийся день нужно бояться уйти из жизни во вражде с кем-то. И этим оставить недобрую память о себе, а еще хуже – оставить перед Божиим судом горячий нераскаянный грех вражды.

Из всего сказанного следует: Христова любовь – это самое большое богатство и ценность человека. Поэтому главная цель и смысл нашей жизни заключаются в обретении и сохранении любви, умножении этого богатства. Будем и мы обретать, беречь и умножать его.

Как обрести и возрастать в христианской любви, которая имеем столько достоинств?! Для ответа на этот важнейший вопрос прежде рассмотрим следующие предваряющие вопросы.

Почему у человека бывает равнодушие и нелюбовь к ближним и даже самым близким из них? Что препятствует возрастанию любви, охлаждает и разрушает ее? Как пробуждать и укреплять христианскую любовь?

Существуют следующие причины отсутствия или охлаждения и умирания любви между людьми, также между близкими друзьями, мужем и женой.

1. Неуважительное и пренебрежительное отношение ко многим людям, когда человек считает себя в чем-то выше их (служебное положение, образование, материальное состояние, способности, моральный уровень и т.д.). Этот грех тщеславия и гордости невольно отравляет любовь и к своим близким.

2. Другая причина – длительное устойчивое сохранение в сердце обиды, недоброжелательного отношения и злобы к какому-либо человеку. У человека ведь одно сердце! Не может в нем быть одновременно и любовь, и зло. Когда сердце отравлено обидой и злобой, оно не способно по христиански или во всей полноте любить близких и ближних. У других нет злобы, но есть устойчивое нежелание простить обиды или неприятности. Такие люди обычно говорят: «у меня давно все перегорело и я спокойно отношусь к этому человеку, но я никогда не буду иметь с ним общения». Это высшая гордыня, она хуже бурной ненависти.

3. Еще такими причинами могут быть – возникшее и не проходящее чувство ревности или зависти к человеку; чрезмерный эгоизм, себялюбие и соответственно отсутствие бескорыстной помощи нуждающемуся ближнему.

4. Еще частая причина – это чрезмерная требовательность к недостаткам и грехам ближних, осуждение их в глаза и за глаза. Об этом ярко сказано в Евангелии: «Что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: «брат! дай, я выну сучек из глаза твоего», когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего». (Лк. 6:41-42). Поэтому прежде исповедуй свои грехи, тогда будет ясно, как объективно и правильно относиться к человеку.

5. Главная же причина нелюбви – отсутствие православной веры в Бога или слабая теплохладная вера, когда человек не достаточно получает духовной энергии от Бога – Солнца любви.

Великий русский мыслитель и писатель Ф.М. Достоевский всю жизнь постигал тайну христианской любви. Итог своих многолетних размышлений он изложил в своем лучшем романе «Братья Карамазовы» словами старца Зосимы: «Братья, не бойтесь греха людей, любите человека во грехе его, ибо сие уже подобие Божеской любви и есть верх любви на земле. Любите все создание Божие, и целое и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать все далее и более, на всяк день... Пред иною мыслью встанешь в недоумении, особенно видя грех людей, и спросишь себя: «Взять ли силою али смиренною любовью?» Решишься так раз навсегда и весь мир покорить возможешь. Смиренная любовь – страшная сила, изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего».

Смиренная христианская любовь – это самая большая сила и мудрость на свете. Добродетель смиренной любви может иметь каждый, кто старается никого не обижать и ни на кого не обижаться. Возникает естественный вопрос: как возможно возрастать в такой любви?

Святые отцы говорят, что возрастание любви в человеке происходит по ступеням от легкого к более трудному, как в спорте или в музыкальном исполнительском искусстве.

1-я ступень. Никого не обижай. Никому ни в чем не причиняй неудобства или горечи. Имей внимательное доброжелательное отношение к каждому, кто обратится. Христос сказал: «Не делай никому того, чего себе не желаешь». Не отвечай на недоброжелательные слова злыми словами и действиями.

2-я ступень. Оказывай возможную помощь нуждающимся. Все время наблюдай вокруг: не нуждается ли кто в твоей посильной помощи и окажи ее. Стремись понять нужду ближнего и помоги, сколь сможешь, устранить ее. От этого возрастает в тебе богатство любви.

3-я ступень. Открывай и поддерживай в людях их добродетели, таланты и способности. Выявляй в ближних только добрые, положительные черты и свойства характера, полезные способности, помогай их укреплению и развитию. Но не обращай внимания и не раздражайся увиденными грехами и недостатками. Возрастающие в человеке добродетели сами их устранят.

4-я ступень. Борись со своей гордостью и тщеславием. Искореняй в себе мнение, что ты в чем то лучше других(положением, умом, мастерством, богатством и т.п.). Считай себя в нравственном отношении хуже, ниже ближних. Если с кем испорчены отношения, старайся первым, не затягивая, простить, попросить прощения и уладить. Христос наставляет нас: «Прощайте, если что имеете на кого».

5-я ступень. Имей самопожертвование и милосердие ради ближнего. Оказывай благотворительную помощь и содействие не только тем, в ком ты заинтересован, но еще важнее – и тем, в ком не заинтересован. Оказывай благотворительную и милосердную помощь нуждающимся.

Чем отличается благотворительность от милосердия? Благотворительность – это помощь нуждающимся от избытка, когда помогающий сам не впадает в нужду. Милосердие – это помощь от недостатка, когда помогающий при своем пожертвовании испытывает еще большую нужду. Так в Евангелии вдова пожертвовала две лепты и осталась на весь день сама голодной. Благотворительность и милосердие – это двустороннее благо, которое выручает получающего и духовно укрепляет и спасает дающего. Благотворительность и милосердие являются также лучшим душевным лекарством. Так, например, если тебе трудно и душа твоя в унынии, то найди человека, кому труднее, и помоги ему.

Еще труднее подъем на 6-ю ступень. Смиренно относитесь к грехам ближних, доставляющих Вам огорчения. Относись со смирением и долготерпением к недостаткам и грехам ближних, не замечай их, а в отдельных случаях покрывай их, скрывай от окружающих по любви своей, если это помогает спасению грешника. Например, в одном мужском монастыре строгого общежития пришел к игумену монах Феодор и сказал, что у брата Петра женщина в келье. Игумен сразу быстро пошел к Петру, задержав Феодора по малому делу. Войдя в келью, игумен увидел Петра, беседующего с женщиной. В келье стояла бочка, приготовленная для соления капусты. Игумен приказал женщине залезть в бочку, а сам сел на нее. В это время Феодор зашел в келью. Игумен сказал ему: «Брат Феодор, где тут женщина, я не вижу никого... Лукавый пригрезил тебе женщину. Иди занимайся своим делом». Как далее повел себя игумен, полновластный хозяин монастыря?... Он сказал Петру кратко и проникновенно то, что подвигло его далее к покаянию, высокодуховной жизни и святости старчества. Сказал всего четыре слова: «Подумай, брат, о душе своей». А что было бы, если игумен раздраженно и публично укорил монаха Петра и строго наказал его?

На этой ступени возрастания в заповеди любви святые отцы советуют: оставайся внутренне спокойным, не озлобляйся, когда тебе причиняют зло; еще лучше – сохрани доброжелательное отношение к обидчику: сразу прощай его, не сохраняй в сердце обиду, не питай к нему зла и ненависти, молись за него. Но это и не должно быть смиренное безропотное прощение. Христианин должен творчески настойчиво искать и использовать способы противодействия злу без нарушения Божиих заповедей.

Самая трудная 7-я ступень. Люби своих врагов. Будь доброжелателен к своему обидчику. Осуществляй добром активное противодействие злу. Узнай острую нужду обидчика и помоги ее устранить. Оказывай другие благодеяния и молись Богу за телесное и духовное здравие обидчика, и его успехи в богоугодных делах.

Почему целесообразно смиренно относиться к обидчикам и любить своих личных врагов?

1) Быстрее уходит из сердца обида, напряженное немирное состояние, стресс, злость, которые отравляют жизнь себе и близким, ухудшают здоровье и мешают совершению добродетелей.

2) Не произойдет ухудшения отношений с другими людьми, для которых обидчик является близким человеком. А это создает дополнительные напряжение и дискомфорт или вызывает нападения.

3) Внутреннее и внешнее прощение и доброе отношение к обидчику нейтрализуют его, охлаждают злость, превращают его в союзника, а иногда в друга. Самые сильные слова успокоения и расположения к себе обидчика или врага – сказать ему: «Между нами, (имя), произошло недоразумение. Простите меня, я во всем виноват». И далее лучше молча выслушать, что скажет и на прощание опять сказать: «Простите меня». И здесь смиренная любовь – большая сила.

4) Господь потому велит любить врагов своих, поскольку без такой любви земная жизнь человека и общества были бы как в аду; ибо зла злом остановить и пресечь невозможно (например, кровная месть, истребляет роды до исчезновения). Зло может быть остановлено и пресечено только добром и любовью.

5) Любовь к врагам служит главным условием прощения нас Господом на Своем суде: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15).

В заключение особо отметим, что и профессиональная деятельность тоже должна основываться на христианской любви.

Наши предки давно заметили и использовали закономерную связь между заповедью христианской любви и успехами в профессиональном деле. Так, если сапожник шил обувь с любовью к заказчику, то она оказывалась удобной и приятной, и другие люди стремились заказать обувь у этого сапожника. Если врач выполняет свое дело с любовью, сопереживанием, старается взять на себя боль пациента, то действительно болевые ощущения значительно снижаются, а болезнь быстрее излечивается. Если учитель имеет любовь к ученику, то он более его слушает и лучше усваивает даваемые учителем знания и воспитывающие наставления. И так в любом профессиональном деле указанная закономерность проявляет себя.

Благотворное участие сердца возможно только при наличии любви к ближним, когда специалист выполняет работу как для любимого человека, так старательно, качественно и предусмотрительно, чтобы никто в настоящее время и будущем не пострадал от плодов его труда и чтобы люди с благодарностью пользовались этими плодами и вспоминали добрым словом того, кто придумал и изготовил вещь или оказал добрую услугу.

 

 

Профессор, священник

Александр Половинкин

Хостинг от uCoz