Святая Русь и необходимость
ее восстановления
Святая Русь – это особая Божия благодать, данная русскому народу через обретение крепкой православной веры и возрастания в ней. Очень верно сказал Ф.М. Достоевский: настоящий русский человек тот, кто имеет крепкую православную веру, которая является главным отличием русских людей. Если нет у тебя такой веры, то не называй себя русским.
У человека Святой Руси постоянно горит в сердце пламя троичной любви: к Богу-Христу и Его Матери; к ближним, кто рядом и кого мы знаем; и к своему Отечеству, особенно когда оно в опасности и нуждается в защите. Поскольку любовь без дел умирает, и она есть самое ценное, что есть на свете, дающее человеку наибольшую богоугодную силу и приносящая ему высшую радость и счастье, то люди Святой Руси постоянно охвачены и заняты делами такой любви. Человек Святой Руси по силам своим старается жить по Евангелию и возрастать в православном образе жизни.
Святая Русь – это с Божией помощью объединение верующих людей, которые находятся в единомыслии и единодействии для устроения жизни по Евангелию и обретения Царства Небесного. У людей Святой Руси нет земного начальства и иерархии, а есть только голос любящего сердца, которое знает для себя, а иногда и для ближних, Божию волю как жить и что делать.
На протяжении 1000-летней христианской истории Святая Русь была главным животворящим началом в развитии и защите Руси и России, источником особой загадочной силы, отразившей нападения многих народов. Если эта сила укреплялась и возрастала, то Россия благоденствовала, а если сокращалась, то наше Отечество бедствовало. На протяжении ХХ века разнообразная антиправославная «нерусь» старалась жестокими способами уничтожить Святую Русь. В настоящее время кризисного периода в истории России особенно важно понять и осознать, что такое Святая Русь, почему необходимо ее восстановление и что мы можем и должны сделать для этого, без чего нет будущего у нашей страны и народа.
Сегодня в России много крещенных людей. Но большинство из них, к сожалению, маловерующие. Но есть также и крепко верующие, которые всегда живут с Богом и готовы умереть за Христа и Отечество. Это народ Святой Руси.
Святая Русь не может существовать и восполняться без крепких счастливых православных семей, которые есть главная основа и сила Святой Руси и России. Создание таких семей – это теперь главная историческая национальная задача нашей страны.
Святая Русь – уникальное явление в мировой цивилизации как пример высшей духовной культуры, ведущей ко спасению человека и народ. Она не приняла антихристианских идей западного Возрождения и так называемого «гуманизма», ориентированных на жадное стяжание материальных благ и плотских утех, что и сегодня нам насаждают. Люди Святой Руси отвергли понятие развития как научно-технического прогресса для постоянного наращивания массы товаров и услуг, обладания все большим количеством вещей. Этому понятию они противопоставили идею совершенствования души, преображения жизни через преодоление греховной природы человека.
Люди Святой Руси врачуют немощных и поднимают падшие души, утверждают незыблемость сохранения семьи, прививают евангельские истины в человеческих отношениях, обличают безнравственность массовой культуры и средств массовой информации. Сохранившаяся Святая Русь – это сегодня мощный источник богоугодного творчества и созидания, помогающий людям и всему народу приближаться к Богу, а в конце земной жизни обрести Царство Небесное.
Кроме живущих людей с крепкой православной верой, главную силу Святой Руси образуют святые мощи, чудотворные иконы и храмы, постоянная молитва ко Христу, Богородице и святым Православной Церкви, а также деятельность по укреплению православного образа жизни и сохранению богозданной природы.
Святая Русь состоит из отдельных православных людей и различных их объединений, к которым могут относиться: семьи, общины или братства, монастыри, учебные заведения, артели и предприятия, поселки жителей и другие естественные объединения на православной основе. Каждое объединение принимает и неверующих людей при условии их подчинения правилам жизни по Евангелию. Люди Святой Руси духовно через Божию волю соединены между собой, а также дружат и сотрудничают с окружающим народом, из которого более укрепленные в вере переходят в какое-либо объединение Святой Руси.
Человек Святой Руси – это непрерывный источник добрых дел, любви и тихой радости. Он старается не нарушать Божии заповеди, то есть не творит греха и зла, не обижается на людей и обстоятельства, от которых претерпевает скорби. Смиренно их воспринимает, молясь Богу, и одновременно предпринимает мудрые настойчивые меры и действия по их устранению. Люди Святой Руси прекрасно изображены в выдающихся произведениях Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне. Праздники» и «Богомолье». Русские люди постоянно ведут духовную войну с темным миром. Поэтому они часто нравственно падают, каются, поднимаются и вновь устремляются к обретению красоты Святой Руси.
Люди Святой Руси имеют свою иерархию по приближенности к Богу в земной и вечной жизни. На первом месте в земной жизни стоят старцы и старицы, которых при кончине своей Господь обычно берет в Свое Царство Небесное в лике святых. Русские святые – подвижники Православия все без исключения были горячие патриоты Русской Земли. Это их глубокая национальная черта. Для них всегда предпочтительнее скорее погибнуть, чем не встать в любом подходящем случае на защиту своей страны или вступить в сговор с врагами Отечества.
В последнее время многие обсуждают вопрос: какой должна быть сегодня национальная идея России? На протяжении всей истории у России всегда была постоянная главная национальная идея – движение к идеалу Святой Руси. Эта идея и сегодня наиболее мудрая и актуальная. Создание деятельных православных общин и крепких благочестивых православных семей – вот начало и путь возрождения Святой Руси и России.
Мы должны возродить Святую Русь в душе русского народа! Проснуться от своего затянувшегося на столетие духовного сна, сбросить с себя путы бездушного материализма и беспробудного мещанства «плоти» – все делать для ее угождения и довольства, беря за образец безбожную Европу. Но пробудить сегодня народ и соединить его с Богом, чтобы обрести достойную жизнь в России, невозможно без возрождения Святой Руси.
Все наши сегодня кризисы (экономический, политический, социальный, кризис самосознания и др.) имеют своим источником духовно-нравственное падение, которое вызвано безбожием. За безбожием стоит, по точному выражению И.А. Ильина, «соблазн большевистской «свободы», – свободы от Бога, от Духа, от совести, от чести, от национальной культуры, от Родины». Сегодня стоит единственно важный для будущего России вопрос: что станет основой ее дальнейшего общественного и государственного строительства: Правда Святой Руси или ложь коммунистического, демократического и либерального строя?
По вопросу сохранения и возрождения России церковный историк А.В. Карташев пишет: «Рухнули царства, династии, государства, границы… Думать о механическом возврате старой формы политических и церковных взаимоотношений – значить заранее готовить себе жестокое разочарование. …Бессмертный дух Святой Руси должен вновь воплотиться в соответствующую ему в новых условиях новую форму… Есть ли тут место монолиту Святой Руси? Не бред ли это старых романтиков? Да, бред. Если думать только реставрационно… Святая Русь в арматуре новейшей общественности и государственности – это не парадокс, а единственно реальная возможность… Но само собой это не случится, самотеком … Надо уметь, так сказать, «сделать Святую Русь» при Божией помощи нашими методическими планомерными усилиями».
Историк А.В. Карташев поясняет, что после произошедших в России катастрофических изменений, когда государство и народ стали совсем другими, нет смысла и невозможно восстанавливать былое «точь-в-точь». При этом следует помнить, что данный Богом бессмертный дух Святой Руси сохранился! И в новых условиях он, несомненно, с Божией помощью воплотится в нашу действительность. Это могут сделать крепкие православные люди путем созерцающего творчества и неутомимого трудолюбия, как говорит русская пословица: «Трудись и молись и необходимое будешь иметь».
Таким образом, в возрождении и становлении России как достойной независимой Державы в ряду важнейших задач стоит восстановление Святой Руси – обильнейшего источника веры и любви, высшей мудрости России и ее главной всепобеждающей духовной силы. А начало всему этому исходит от возрастания в народе числа крепких православных людей и семей.
Святая Русь – очень сложное духовное явление. Требуется постоянное осмысление и постижение Божией Тайны Святой Руси – главной всепобеждающей духовной силы народа и основы великой русской культуры. В связи с этим Федор Иванович Тютчев написал знаменитое четверостишие:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
То есть только возрастающая сердечная любовь к России и вера в ее необъятную силу позволяют ощутить и понять феномен Святой Руси.