Чистякова Г.В.
ЯЗЫК – МЫШЛЕНИЕ –
СУДЬБА
Обращение к родителям и педагогам
«Душа не имеет жизни,
если словес Божиих не слышит», - возглашают
Святые равноапостольные просветители славян
Кирилл и Мефодий.
Слово любого языка несет в себе энергию
действия. Слово, таким образом, есть дело. Это его свойство люди издревле
используют в религиозных и магических обрядах, творя словом
добро и зло, омертвляя или одухотворяя душу человека.
У нас в России – в ее Православной
Церкви – бережно сохраняется язык, который несет в себе только Добро. Этот язык
– церковнославянский. Он очень древний, ему больше тысячи лет, но старец этот
не дряхлый и немощный, а многомудрый и опытный, и
главное – всесильный в деле Добра.
Это язык богопознания
русских, и заменить его чем–то иным все равно, что заменить материнскую
колыбельную песню современным шлягером.
Мудрость жизни заложена в самой
славянской азбуке. Буква азбуки славянской – слово, выводящее на дорогу жизни. Аз Буки Веди
– я букву ведаю; Глаголи Добро –
говори и делай добро; Добро Есть Жизнь
– добро сделал – ведет к жизни, сделал зло – дорога к смерти; Рцы Слово Твердо – говори слово твердо,
не лукаво, не двойственно, нельзя торговать словом; Наш Он Покой – наш покой в Господе.
При
изучении славянской азбуки формируется
мышление, ориентированное на добро.
Ряду слов, связанных с обыденным, бытовым, четко противопоставлен другой ряд
слов, относящихся к чему–то возвышенному: верю – верую, лампа – лампада,
девушка – дева, лоб – чело, палец – перст, город – град… И
нельзя ограничить свою жизнь одним рядом. Перевод со славянского языка не нужен
и невозможен: воззреть очами – посмотреть глазами; се жених грядет в полунощи – вот жених идет в полночь; восстань пророк, и виждь, и внемли – вставай пророк, смотри и слушай.
Это единый язык в двух своих
"стилях": высоком и обыденном. Небесное и земное строго разделяются в
русском сознании, чутко различающем добро и зло.
Исследования результатов преподавания
славянского языка поразительны: даже отстающие в развитии дети дошкольного
возраста быстро овладевают навыками правильной речи и в дальнейшем опережают в
развитии детей своего возраста. Знаменитый педагог, профессор С.А. Рачинский
заметил, что при изучении церковнославянского языка снимается заикание и
улучшается нервно-психическое состояние. Помимо этого при раннем обучении
славянскому языку у детей формируется глубокое, духовно-ориентированное
мышление, стремящееся к целостности и непротиворечивости получаемых знаний,
активному поиску истины. Происходит усвоение мотивов достойного, честного,
духовно красивого поведения.
Отрываясь от истоков живого Слова, люди
перестают понимать причины того, что с ними происходит, смысл исторических
событий. Доходит до того, что от
нагромождения выдуманных и иноязычных терминов родители не могут понять, чему
учат их детей, и выглядят отсталыми в их глазах. Любая реформа школы или языка,
не ориентированная на постижение Слова и смысла слов, запутывает людей, удаляя
их все дальше от истоков Жизни.
Более половины всех элементов нашего
литературного языка восходит к языку славянскому. Изгнанием славянского языка
нарушилось стилевое триединство: высокий – церковнославянский, средний –
классическая литература, обиходный – разговорный язык. Утрата высокого стиля
привела к тому, что права литературного гражданства стали приобретать жаргон и
площадная брань, что привело к потери
духовности в мышлении и поведении людей, непониманию смысла жизни.
В настоящее время разработаны и
апробированы программы, методики и пособия для обучения славянскому языку детей
от дошкольного до студенческого возраста. В этих
разработках использовано все лучшее из практики преподавания славянского языка
в России. При Международном фонде славянской письменности и культуры работают
постоянно действующие курсы для начинающих изучать церковнославянский язык и
для тех, кто хочет стать преподавателем церковнославянского языка.
Совместно с Академией повышения
квалификации и переквалификации работников образования создана очно-заочная школа для педагогов-словесников, желающих
преподавать русский язык и литературу с учетом их славянской основы.
С сентября 2003 года запланирована
работа заочной школы для всех желающих изучить славянский язык. Комплект
учебников, пособий и контрольных заданий будет высылаться по заявкам.
В Центре славянской письменности и
культуры каждое третье воскресенье
месяца в 15.00 проводится открытый семинар " Беседы о слове".
Обращаемся к вам с просьбой выразить
свое отношение к введению преподавания славянского языка в православных и
государственных школах.
Наш
адрес: 113035, Москва, Черниговский пер., д. 9/13,
корп. 2, Международный центр славянской письменности и культуры.
Общество
ревнителей церковнославянского языка во имя свв.
равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Телефон: (095 )
953–13–60 понедельник, среда, пятница с 15 до 19 часов.
E–mail: slavort@mail.ru