Чистякова Г.В.

 

ЯЗЫК – МЫШЛЕНИЕ – СУДЬБА

Обращение к родителям и педагогам

 

«Душа не имеет жизни, если словес Божиих не слышит», - возглашают

 Святые равноапостольные просветители славян Кирилл и Мефодий.

 

Слово любого языка несет в себе энергию действия. Слово, таким образом, есть дело. Это его свойство люди издревле используют в религиозных и магических обрядах, творя словом добро и зло, омертвляя или одухотворяя душу человека.

У нас в России – в ее Православной Церкви – бережно сохраняется язык, который несет в себе только Добро. Этот язык – церковнославянский. Он очень древний, ему больше тысячи лет, но старец этот не дряхлый и немощный, а многомудрый и опытный, и главное – всесильный в деле Добра.

Это язык богопознания русских, и заменить его чем–то иным все равно, что заменить материнскую колыбельную песню современным шлягером.

Мудрость жизни заложена в самой славянской азбуке. Буква азбуки славянской – слово, выводящее на дорогу жизни. Аз Буки Веди – я букву ведаю; Глаголи Добро – говори и делай добро; Добро Есть Жизнь – добро сделал – ведет к жизни, сделал зло – дорога к смерти; Рцы Слово Твердо – говори слово твердо, не лукаво, не двойственно, нельзя торговать словом; Наш Он Покой – наш покой в Господе.

При изучении славянской  азбуки формируется мышление, ориентированное на добро. Ряду слов, связанных с обыденным, бытовым, четко противопоставлен другой ряд слов, относящихся к чему–то возвышенному: верю – верую, лампа – лампада, девушка – дева, лоб – чело, палец – перст, город – град… И нельзя ограничить свою жизнь одним рядом. Перевод со славянского языка не нужен и невозможен: воззреть очами – посмотреть глазами; се жених грядет в полунощи – вот жених идет в полночь; восстань пророк, и виждь, и внемли – вставай пророк, смотри и слушай.

Это единый язык в двух своих "стилях": высоком и обыденном. Небесное и земное строго разделяются в русском сознании, чутко различающем добро и зло.

Исследования результатов преподавания славянского языка поразительны: даже отстающие в развитии дети дошкольного возраста быстро овладевают навыками правильной речи и в дальнейшем опережают в развитии детей своего возраста. Знаменитый педагог, профессор С.А. Рачинский заметил, что при изучении церковнославянского языка снимается заикание и улучшается нервно-психическое состояние. Помимо этого при раннем обучении славянскому языку у детей формируется глубокое, духовно-ориентированное мышление, стремящееся к целостности и непротиворечивости получаемых знаний, активному поиску истины. Происходит усвоение мотивов достойного, честного, духовно красивого поведения.

Отрываясь от истоков живого Слова, люди перестают понимать причины того, что с ними происходит, смысл исторических событий.  Доходит до того, что от нагромождения выдуманных и иноязычных терминов родители не могут понять, чему учат их детей, и выглядят отсталыми в их глазах. Любая реформа школы или языка, не ориентированная на постижение Слова и смысла слов, запутывает людей, удаляя их все дальше от истоков Жизни.

Более половины всех элементов нашего литературного языка восходит к языку славянскому. Изгнанием славянского языка нарушилось стилевое триединство: высокий – церковнославянский, средний – классическая литература, обиходный – разговорный язык. Утрата высокого стиля привела к тому, что права литературного гражданства стали приобретать жаргон и площадная брань, что привело к потери духовности в мышлении и поведении людей, непониманию смысла жизни.

В настоящее время разработаны и апробированы программы, методики и пособия для обучения славянскому языку детей от дошкольного до студенческого возраста. В этих разработках использовано все лучшее из практики преподавания славянского языка в России. При Международном фонде славянской письменности и культуры работают постоянно действующие курсы для начинающих изучать церковнославянский язык и для тех, кто хочет стать преподавателем церковнославянского языка.

Совместно с Академией повышения квалификации и переквалификации работников образования создана очно-заочная школа для педагогов-словесников, желающих преподавать русский язык и литературу с учетом их славянской основы.

С сентября 2003 года запланирована работа заочной школы для всех желающих изучить славянский язык. Комплект учебников, пособий и контрольных заданий будет высылаться по заявкам.

В Центре славянской письменности и культуры  каждое третье воскресенье месяца в 15.00 проводится открытый семинар " Беседы о слове". 

Обращаемся к вам с просьбой выразить свое отношение к введению преподавания славянского языка в православных и государственных школах.

Наш адрес: 113035, Москва, Черниговский пер., д. 9/13, корп. 2, Международный центр славянской письменности и культуры.

Общество ревнителей церковнославянского языка во имя свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия.

 Телефон: (095 ) 953–13–60 понедельник, среда, пятница с 15 до 19 часов.

 E–mail: slavort@mail.ru

 

Хостинг от uCoz