Т.Чернова

 

ДВА СЕРАФИМА

Еще при жизни народ

глубоко почитал старца

Серафима Саровского за его любовь и помощь всем,

кто к нему обращался,

но прославление его как

святого произошло только в 1903 году.

И вот как это было.

 

Первым поставил вопрос о канонизации Саровского старца отец Серафим (Чичагов), но этому предшествовали чудесные явления.

Саровскую пустынь и Дивеево отец Серафим посетил еще будучи московским священником. Его приняла настоятельница Дивеевского женского монастыря, проводила к домику, где жила монахиня Пелагия, в миру Паша Саровская, которая лично встречалась с Преподобным и хорошо помнила его.

 "Едва я вошел к ней, – вспоминал о. Серафим, – как Паша, лежавшая в постели (она была старая и больная), воскликнула: "Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей, прославления". Я ответил Паше, что по своему общественному положению не могу быть принятым Государем и передать ему в уста то, что она мне поручает. На это Паша сказала: "Я ничего не знаю, передала только то, что мне повелел преподобный".

 Долго отец Серафим обдумывал слова старицы, и вдруг его пронзила мысль, что можно записать устные рассказы, ознакомиться с архивами монастырей, обработать весь материал, напечатать, а затем преподнести императору. Так было положено начало канонизации, которая состоялась при личном, искреннем участии всей Царской Семьи.

Отец Серафим был занят организацией торжеств, входил в комиссию по освидетельствованию мощей святого. Ему было поручено составить Акафист. И слова "Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче" мы произносим вслед за отцом Серафимом (Чичаговым).

Внешние обстоятельства и события жизни – это указатели на нашем пути. К сожалению, мы часто не замечаем их или придаем им слишком большое значение потому, что не видим внутренней, глубинной, духовной стороны нашей жизни.

Телесное око не способно узреть причины, по которым боевой офицер–священник–монах и митрополит Серафим (Чичагов) стал близок смиренному монаху Саровской обители. Их разделяло столетие. Они по–разному жили и по–разному служили Богу. Каждый шел к Нему своим земным путем. Но духовно они были вместе. Еще при жизни Серафим (Чичагов) удостоился посещения преподобного Серафима Саровского.

 Случилось это в одной из дивеевских келий. Отец Серафим (Чичагов) только что закончил работу над летописью. "В келью вошел Преподобный Серафим, и я увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнула мысль, что это видение – так все было просто и реально. Но каково же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: "Спасибо тебе за летопись. Проси у меня все что хочешь за нее". С этими словами он подошел ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: "Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около вас". Батюшка Серафим улыбнулся мне в знак согласия и стал невидимым. Только тогда я сообразил, что это было видение. Радости моей не было конца".

 Удивительна дальнейшая судьба митрополита Серафима (Чичагова). Верноподданный Государя императора, он испытал трагические последствия крушения государства в 1917 году.

Враг рода человеческого в лице новой революционной власти не оставил его в покое. Митрополит Серафим неоднократно подвергался арестам, тюремным заключениям и ссылкам. Он провел в Бутырской тюрьме несколько месяцев по обвинению в организации прославления Серафима Саровского и был освобожден по ходатайству Св. Патриарха Тихона.  Последний раз его арестовали в 1937 году.

К этому времени владыка Серафим был уже уволен на покой и жил на даче недалеко от станции Удельная Казанской железной дороги. 82-летний старец был всецело предан молитвам и духовным размышлениям. Из-за болезни он почти не выходил из дома, а к моменту ареста не вставал с постели. Из дома его вынесли на носилках и в машине "скорой помощи" доставили в Таганскую тюрьму.

 Несколько недель физически беспомощный умирающий человек подвергался допросам и издевательствам. Наконец ему был вынесен смертный приговор.

 11 декабря 1937 года митрополит Серафим (Чичагов) был расстрелян в дубовой роще близ подмосковной деревни Бутово. Еще за сорок лет до своей кончины отец Серафим, похоронив свою жену на монастырском кладбище в Дивеево, приготовил там и для себя место. Но по воле Божией ему суждено было пройти скорбным путем исповедника и принять мученическую кончину в никому не известном Бутове, где в общей могиле были похоронены многие русские православные люди.

 Тогда уже не было Дивеевского монастыря, не было и мощей прославленного угодника Божия Серафима Саровского. Организаторы массовых убийств надеялись истребить христианство, закопать его в землю на большом безымянном кладбище. Но, умирая телом, христиане продолжают жить духом. Эту истину можно не признавать, можно ее ненавидеть и запретить говорить о ней вслух, но отменить ее никто не может.

 И вот спустя десятилетия было восстановлено Дивеево, обретены мощи Серафима Саровского, а митрополит Серафим (Чичагов) прославлен Русской Церковью в лике святых.

Так исполнилось его желание, высказанное преподобному Серафиму:

"Я ничего другого не хочу, как только всегда быть около вас".

 

Хостинг от uCoz