СЕТЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ В УСТРОЕНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ОБЩИНЫ

 

А.И. Агеев

Директор Института экономических стратегий РАН,

доктор экономических наук, профессор

 

 

Что было общего в ряде фундаментальных событий, поразивших мир в последние 100 лет? Например, август 1991 года. Казалось бы, мощнейшая система государственного управления Советским Союзом, у которой в руках было всё: силовая машина, огромные ресурсы, идеология, но все это рассыпается за три дня от давления какой-то более мощной силы. Очевидна общность этого события с тем, что случилось в 1917 г. Мощнейшая империя, Православная держава, накануне победы в первой мировой войне, и «вдруг» все рассыпается в считанные дни – волнения, отречение, смена режима... Опять-таки вся система социальной организации разваливается будто от внезапной, по меркам истории – молниеносной болезни, от какого-то невидимого вируса. Сместим далее фокус нашего внимания. 11 сентября 2001 года, США. Опять исходный набор признаков – мощнейшая держава, всесторонняя система контроля, идеология т.п. Вдруг – серия неожиданных высокопрофессиональных ударов, и практически вся система государственного управления парализована. Президент Буш несколько часов кружит над Америкой в «Боинге», не зная, куда приземлиться и подозревая государственный переворот. Виновники терактов будут названы позже, как и сформирована программа действий. Но в любом случае страна стала иной.

Мое утверждение заключается в том, что в упомянутых событиях, как и во множестве других, есть одна общая черта. Она в том, что все эти удары, способные разрушить, парализовать, нейтрализовать действие разных социальных систем, наносятся неким более эффективно действующим субъектом, который организован на сетевых принципах.

Стоит оговориться, что речь сейчас не идет о смысле и последствиях крупных катаклизмов, я не оцениваю их смысл. Возможно, крах Советского Союза был благоприятен для судьбы Православия и всего народа, несмотря на последовавшую затем эпоху псевдореформ и страданий. Возможно, даже и крах империи был благом для Православия, несмотря на все неисчислимые беды и гонения в течение многих десятков лет. Мы можем лишь пытаться реконструировать причины всех этих наказаний, которые претерпели наши предки за грехи, допущенные ими еще до 1917 г., или до нововведений Петра, или до раскола и так далее вверх и вниз по лестнице времени. Разговор сейчас не об этом. Сила, которая поражает внешне недурно устроенные социальные системы, проявляется как весьма изощренная и умелая. Её легко проинтерпретировать в религиозном смысле: это сила зла, сила Люцифера, бесовщина. И практически на этом анализ можно было бы остановить, если бы мы не жили в том мире, где мы постоянно сталкиваемся с таким воздействием на каждого из нас, на каждую общину, на каждый храм Божий со стороны сетевого противника. И на это воздействие должен даваться не философский, а предельно конкретный ответ.

Что такое сеть в принципе? Это понятие достаточно хорошо разработано в науке и оно, прежде всего, подразумевает такие способы организации взаимодействия людей, которые отличаются от иерархических способов. В иерархических системах есть начальники и подчиненные, прямая и обратная связь, но ответственность за целеуказание для деятельности системы, за ее эффективность несет руководство. Именно оно посылает управленческий импульс, ожидая, что он будет воспринят всеми как руководство к действию. Отсюда известные слабости иерархий – замедление прохождения сигнала, его прогрессирующая неадекватность обстоятельствам реальности, различия интерпретаций, и особенно – риск выведения системы из строя через поражение, явное или неявное, руководящего звена.

Сетевая организация построена по принципиально другой схеме. Ее основу образуют узлы, самые разнообразные, и связи, опять же самые разнообразные. Она обладает неким, совершенно другим форматом контроля – не через отчеты и наказания за неисполнение приказа, а контроль через само присутствие в сети. Если вы себя ведете не по правилам сети, не следуете ее форматам поведения, то вы автоматически из нее выбываете. Деятельность сети опирается на материальный носитель коммуникаций – это либо компьютерная почта, либо газеты, журналы, книги и другие средства коммуникации, которые доносят некую идею, автор которой, как правило, обезличен или закодифицирован. Но главное, что есть в сети, – это идея, ради которой она существует, и те личности, которые составляют ту базовую единицу этих сетей. Сеть не исключает наличия иерархии, но не она определяет природу сети.

Типология сетей в современном нам мире многообразна. Так, мафиозная структура – это сеть, построенная, с одной стороны, по четкой иерархии, а с другой – эта иерархия опирается на сетевую организацию. Другой пример – этнические кланы. В них нет строго формальных начальников. Однако почему-то люди, принадлежащие к некому этническому сообществу, ведут себя очень строго и демонстрируют весьма похожие образцы поведения и принципы оценки мира, выбора решений и т.д. Близки этническим сетям деловые кланы. По сетевому принципу построена и деятельность обществ и союзов.

По существу, не только западные страны, но и вся наша государственная организация давно уже опутаны разнообразными сетями, имеющими как внутреннее, так и внешнее происхождение. Сетевые преимущества совершенно сознательно использует и иерархически действующее государство в мире – Китай.

Но самое важное для нас то, что Русская Православная Церковь (РПЦ), вообще христианская церковь, изначально была построена, если говорить управленческим языком, по сетевому принципу. Более того, именно благодаря сетевой организации, разумеется – по Божьему промыслу, несмотря на века подавления деятельности православных общин, они выживают. Они выжили и за почти век советской смуты, и за века после апостольского служения Андрея Первозванного на нашей территории.

На деле сети – это ни плохое, ни хорошее явление, а лишь сам принцип организации человеческих сообществ. Проблемой является лишь тот факт, что некоторые сети борются против других сетей.

Взаимодействие других иерархий и других сетей с христианскими общинами, часто напоминало и напоминает войну, является ею в полном смысле слова. И как на войне взаимодействие направлено на уничтожение или подчинение противника. Если нельзя уничтожить идею, то в прицел попадают другие мишени, прежде всего – материальные основы сети. Если у сети уничтожена материальная основа, то она подвергается риску смерти. Атеистическая борьба против православия – наглядный тому пример. Уничтожение храмов и священников в советский период вкупе с шельмованием православного образа мысли и массированным его замещением коммунистической идеологией – вот и весь набор приемов борьбы против сети православной культуры, православного культа. Однако оказалось, что уничтожить православие нельзя. Был даже момент закрытия в одну февральскую ночь всех храмов и монастырей в стране. Однако Божиим Промыслом отдельные монастыри, например, Псково-Печерская лавра, они оказались за пределами территории Советского Союза. А когда этот угар прошел и снова территория оказалась внутри СССР, то оказалось, что там никогда не прерывалось богослужение, никогда не прерывалась молитва. И таких чудесных явлений было великое множество.

Особый вид удара по сетям – удар по коммуникациям. Разрушить коммуникации, разрушить сообщение между узлами общины – это способ лишить ее эффективности. Поэтому не случайно, скажем, электронная почта слабо развита в православном мире по сравнению с миром светским. Однако здесь нет вопроса хорошо это или плохо. Это просто материальный носитель такой же, как устное общение, как газеты, книги и т.д. Мы можем не иметь православных газет в каталогах Роспечати, однако все знают, что можно подписываться на журнал «Марфа и Мария» и др. Это всё распространяется сетевым образом – это способ коммуникаций, который настраивает наши души на определенный и единый лад.

Наконец, ещё есть два важных способа, которыми сетевой противник борется с православной сетью. Во-первых, – мимикрия, камуфлирование ложных идей, ложных мотиваций и поведения в православные одежды. Во-вторых, подмена лидера, когда руководитель, призванный вести за собой, придавать смыслы, транслировать их, вдруг оказывается иудой.

Особая проблема – сетевые структуры, которые следуют принципу жесткого деления «свой-чужой» и допускающие в отношениях с «чужими» не просто презрение, но и все нечеловеческие практики общения лишь потому, что он «не наш».

А теперь последний сюжет моего выступления о том, что же нам делать для того, чтобы в этом сложнейшем противоборстве, причем с использованием самых современных методов сетевого противоборства, нам укрепить дух православия в мире и душе каждого. В этом плане есть три соображения.

Первое – насколько православная община должна вмешиваться или не вмешиваться в жизнь общественно-политическую, и насколько эта структура государственного устройства должна быть вне нашего внимания? Россия и Российская Федерация – это совершенно два разных материальных явления. Россия – это духовная субстанция, а Российская Федерация – это конкретный способ конкретного и, похоже, очень несовершенного устройства. Будучи хроническими патриотами по отношению к России, мы не обязательно должны быть «патриотами» конкретного государственного устройства. В этом плане, если посмотреть на то, что произошло за последние 15 лет, фактически произошел сдвиг духовных основ государственного устройства далеко вниз. Так, если систематизировать очень грубо духовные основы государственного устройства, то можно выделить всего четыре идейных принципа, на которых строится социальная система: материализм; интеллектуализм (рационализм во всех его разновидностях); идеология; религиозный культ.

В истории России были периоды, когда торжествовала симфония во взаимоотношениях церкви и государства, когда Государь был действительно помазанником Божьим и благословлялся на свою государственную деятельность Патриархом и тем самым обеспечивалась освященность его действий высшими духовными принципами. Эмпирически были, очевидно, отступления от этого принципа. Советский Союз, как ни странно, относился не к самому худшему типу государственного устройства, поскольку был построен на базе идеологии. Не важно, что это была плохая, суррогатная, атеистическая идеология. В отношении этой идеологии в жизни, как таковой, были маразматические принципы: попытки загнать жизнь в прокрустово ложе неверных представлений в отношении частной собственности, в отношении семьи и т.д. Но это другой вопрос. Для нас важно понимать, что мощная глубинная религиозность нашего народа во многом ассимилировала коммунизм, вложив в его многие корявые идеологические формы изначально православный смысл.

Но на рубеже 80-х – 90-х годов в ходе начавшейся вакханалии реформ духовная основа государственности скатилась на самый низший смыслообразующий уровень, фактически – на уровень материализма, с его манифестацией – «обогащайтесь!», в сугубо вещественном, мирском плане. Приверженность культу «золотого тельца» предопределила едва ли не весь спектр государственных решений и бездействий. В итоге система ценностей в стране была «перефазирована» с пусть и ущербной, но все же качественно более возвышенной – идеологической – основы страны на исторически самую низшую – бездуховную материальную основу. И поэтому нам выбираться из этого устройства нужно уже на три ступени выше. При более отягчающих обстоятельствах, внутренних и внешних. В 90-е годы резко упростилась система ценностей, с поведения масс людей были «срезаны» многие «системные языки», которые хоть как-то сдерживали человека в рамках если не благоверности, то в рамках приличия. Зачастую, кроме сиюминутных желаний оскорбить словом, ударить, украсть, ограбить, удовлетворить какую-то сиюминутную страсть, никаких более высоких этажей регулирования поведения человека просто не осталось. Всё это произошло не только «естественно-исторически», многое – результат бездумия и воздействия очень мощных изощренных средств управления массовым сознанием.

Цели всех этих сознательных воздействий не сводятся лишь к захвату кем-то политической власти. Для этого достаточно коррумпирования и зомбирования политиков высшего уровня, их подкупа разными, в принципе примитивными, методами со стороны более сильных стратегически ориентированных субъектов. Но проблема заключается еще и в обеспечении морально – психологического контроля над обществом, что требует манипулирования общими ценностями. Посмотрим, как технологично и очень эффективно работает система массовых коммуникаций. Но эта эффективность временная. Достаточно обратить внимание на происходящий в последнее время сдвиг понятий, ориентаций. Активный риторический ультрапатриотизм даже в устах тех, от кого этого вообще не ожидалось услышать, свидетельствует о появлении у властвующей элиты хотя бы на словесном уровне ощущения, что невозможно удержать контроль над страной, не говоря хотя бы на языке, который близок нации. Это важная тенденция последних трех-четырех лет. Поэтому для нас возвышение культовой основы нашего государства – от материализма к интеллектуализму и идеологизму, а далее к идеалам Троицы как культовой основе государственного устройства России представляет собою длительную и кропотливую работу. Как долго она продлится – мы знать не можем. Для нас важен принцип «Бодрствуйте». И это, помимо прочего, означает не игнорирование светской жизни, а ее всемерное одухотворение в наш «жестокий век».

Отсюда – второе соображение о том, что необходимо делать. В контексте сегодняшнего нашего разговора особо важно, чтобы мы укрепили сетевую природу нашей жизнедеятельности. Поскольку в основе сети лежит комплекс идей, то именно с восстановления памяти о наших святынях стоит начать интеллектуально-идеологическую работу. Она исключительно важна. Так, на днях мне довелось участвовать в одном заседании военных аналитиков. Собрались умнейшие головы с опытом планирования и реализации военных и специальных операций. Но когда прозвучал вопрос, а каковы русские Святыни, то возникла хаотическая картина. Один сказал – это честь, другой – присяга, третий – совесть, т.е. вроде бы правильные понятия. Но насколько бесструктурное за этим обнаруживается сознание. Дальше в дискуссии более близкие к сути идеи. Один назвал Владимирскую, другой – Иверскую икону Божией Матери, но третий снова вернул ход разговора к первоначальному бессистемью: «Я атеист абсолютный, у нас было тоже очень много хорошего…». И когда довелось выступить мне, я подумал, а как же, собственно говоря, донести преимущественно неверующим людям то, что нам верующим понятно без объяснений?

Решение нашлось такое. Сначала задан вопрос – как нам проинвентаризировать Русские Святыни? Можно, например, изучить жития Святых. Прекрасно, но это действует внутри ограды монастырской или храмовой, а вне ограды эта логика неприемлема, ассоциируется с уловками типа «обращение к личности или авторитету». Поэтому необходима более общая светская логика, а это – аксиоматика общих физических понятий, которые определяют жизнь – время, пространство, энергия. Собственно говоря, для любого человека, знающего азы физики и жизнеустройства, этого уже достаточно. И оказывается, даже через эти три категории мы можем провести четкое понимание наших русских Святынь.

В плане времени есть православный календарь, увязавший круговорот космических явлений. В нем каждый день года густо наполнен событиями, напоминающими о подвигах святости. И в плане пространства легко видеть, что земля наша не только полита кровью при разных испытаниях, но она наполнена очагами Небесного Света. Прежде всего – это храмы и исторические памятники. Бородино, поле Куликово, вся российская земля – это заповедник (вслушаемся в смысл этого слова!). Вся наша земля покрыта не только точками святости, но и путями святости. Это путь Андрея Первозванного, сонма праведников, которые ходили через всю Русь, вплоть до Аляски, как Герман Аляскинский, например. И практически вся Россия покрыта этими путями как сетью незабываемых прошлых событий, как Покровом Божией Матери она покрыта совершенно конкретными поступками и подвигами Святых людей.

Наконец, в плане энергии. В чем она проявляется? В Киево-Печерской Лавре, когда провели эксперимент, что происходит в колбе с ядовитыми микробами (это было проведено в советское время) рядом с мощами Святых, оказалось, что вся эта вредоносная поросль мгновенно исчезла (!). И наука не нашла ответа и объяснения этому факту. Здесь действует совершенно неизвестный науке источник энергии. Фактически в чем проявляется эта энергия? Она проявляется в поступках людей. В чудесах. В повседневной жизни всех, следующих Заповедям Божиим.

Вот так, сугубо пунктирно, через три общих физических категории можно провести инвентаризацию явлений святости и русских Святынь. Разумеется, возможны и иные типологии. Но важно другое – весь этот материально-физический мир имеет духовную подоплеку.

И, наконец, последнее. Как и в чем найти русскую национальную идею?

Много на эту тему разговоров. Наверное, многим верующим это не интересно, ведь какая может быть иная национальная у нас идея, когда есть Троица? Для России вера наша православная – это и есть наша национальная идея и спасение души для каждого. Однако как от этого высшего понимания подойти к пониманию бытовому?

Я бы хотел вынести на ваш суд такое соображение. Сравнивая глубинные ценностные ориентации стран и народов, мы в итоге обнаружим то, что имел в виду Ф. Тютчев, сказав, что «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить … в Россию можно только верить». Эта известная стихотворная фраза интерпретируется по-разному. Однако мне кажется, что она охватила главное. Это то, что в основе всей нашей истории, нашей жизни лежит не что иное, как вера в чудо. И эта ценность – вера в чудо, она понятна и православному, и неверующему. Даже наши «авось, небось и как-нибудь», даже упование на «вот приедет барин, барин нас рассудит» – все это производные от веры в чудо. Очевидно, что от православных чудес до бытовых – огромная дистанция, но нельзя не заметить и сходства.

По сути, всё наше население можно разделить на четыре категории:

-                        категория первая – это те, кто чудо не принимают; таких людей много. Это, как правило, либо атеисты, либо люди, живущие узким мирком (сегментом) своих жизненных забот и хотений;

-                        второй круг людей – это те, которые чудо убивают в принципе, кто не только сам не верит в чудо, но и делает всё в своей жизни, своей деятельностью – словесной и прочей, чтобы убить саму веру в чудо. Как в сказке про Золушку” это была мачеха, убивавшая веру в чудо в принципе;

-                        категория третья – это те, кто принимает чудо (например, Золушка);

-                        и, наконец, категория четвертая – это те, кто чудо делает. Понятно, что для нас здесь на вершине окажется Господь, Иисус Христос, являющийся онтологическим Чудотворцем. Но, посмотрев энциклопедии православных чудес, мы найдем, что еще многие исторические Святые в нашей истории совершали различные чудеса.

 Таким образом, вера в чудо, прежде всего – чудо Воскресения, Преображения, Вознесения, а также в необозримое множество евангелических и последующих чудес и есть основа для духовного нашего народа. Более приземленные проявления чудес мы встретим в искусстве, экономике, медицине, военном деле и т.д..

Таким образом, жизнь православных общин изначально строилась на сетевых принципах. Современное развитие технологий создает дополнительные материальные возможности не только для укрепления Православной Веры, но и ее противников. Однако доминирование тех или иных сетей зависит не столько от организационно-технологического превосходства, но, прежде всего, от преимущества Идеи сети. Более мощной идеи, более мощного понимания жизни, отношения к жизни, более мощной веры в чудо ни одна другая сеть не предлагает. Можно на основе культа «золотого тельца» создать очень мощные, сильные структуры. Но они рушатся, в конечном счете, при взаимодействии с сетью, духовно более возвышенной. В этом – основа нашего, так сказать, организационно-технологического, управленческого оптимизма. Хотя от потенциала до его реализации – «дистанция огромного размера».

Для успешного развития любой сети важно, чтобы контакты, связи между узлами сети были разнообразными. Не только в церковной службе, но множестве других нецерковных форм: конференциях, изданиях, переписке, радиосвязи и т.д. Чем плотнее и разнообразнее будет связь, тем мощнее будет любая община. Важно также сохранять свойство незаметности для внешнего мира. Но самое главное, чтобы была безупречной духовная обоснованность нашей деятельности.

Недавно встретилось мне слово Господне через книгу пророка Аггея: « Обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, но не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька…Ожидаете многого, а выходит мало… Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений…». Будет сообразно заповедям обустроена наша душа, сможет она ответить высшим требованиям нашей совести – этого самого сурового ревизора, тогда не страшны нам будут никакая смута, никакое искушение.

Хостинг от uCoz