Может ли Москва стать Третьим Римом?

(Необходимые сегодня дела по спасению России и Православия)

 

I. Введение

 

Власти России сегодня ничего должного не делают и не сделают в направлении спасения Православия, России и человечества, если народ по внутреннему состоянию будет оставаться равнодушным и безучастным к этой важнейшей проблеме, необходимо пробуждать и побуждать власти к делам спасения и укрепления Православия и нашего Отечества. Но это теперь не первоочередная задача, поскольку для ее решения необходимо опираться на крепких православных людей, которых весьма не достает.

В истории России были моменты и периоды, когда Русь и Россия погибали от нашествия и порабощения, а власти бездействовали. Тогда народ призывами православных деятелей пробуждался и самоорганизовывался в православные общины и братства, в спасительные движения и ополчения. Это сегодня главный первый шаг, чтобы России возродиться Третьим Римом, как предназначил нам Господь и возвестил в XVI веке через старца Филофея, игумена Трехсвятительского Псковского Елеазарова монастыря.

Создание в современных условиях Третьего Рима как хранителя Православия и России – грандиозная и очень трудная историческая задача. Россия лежит в руинах духовного и социально-экономического разорения и падения. Сначала нужно поднять нашу страну из руин, а потом, если будет на то Божия воля, – приступить и к созиданию Третьего Рима.

Но чтобы поднять Россию с целевым назначением превращения ее в фундамент для построения Третьего Рима, необходимо возродить в народе крепкую православную веру. Это должно стать у нас главной задачей и в теории и в практической деятельности.

Но эта задача для нашего времени является очень сложной, поскольку в народе подавляющее большинство неверующих и маловерующих людей и число их возрастает. Дело в том, что способы пробуждения, воспитания и поддержания веры у нас остались прежними. А сила и разнообразие способов и соблазнов, направленных на растление людей, ослабление и уничтожение в нас веры, возросли многократно, а может быть в тысячи раз; никто не пытался оценивать и измерять вредность многостороннего атеизма, не богоугодных телепередач и т.п.  Здесь уместна следующая аналогия. С нами ведет войну враг, имеющий современное оружие, а мы имеем вооружение на уровне XVIII века.

Об этом обоснованно сказал еще в 1991 году митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в большой статье «К экологии духа» («Журнал Московской патриархии», 1991, №5,6). Сказал, что экология духа стала теперь другой и намного вреднее по сравнению с отравлением природы. Поэтому возникла важнейшая богословская проблема создания (в дополнение к существующим) новых способов и средств пробуждения, воспитания и поддержания веры, учитывающих современную ужасную экологию духа.

Проблемой спасения России и Православия в последнее время занимаются многие. Особенно активно это обсуждают на Международных Рождественских образовательных чтениях. Этой же проблемой занимается по силам своим и наша межепархиальная Спасо-Преображенская община, которая возникла по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа а августе 1998 года во время 12-дневного соборного семинара в Спасо-Преображенском монастыре. На этом семинаре обсуждался главный вопрос: что на самом деле происходит в России и что нам следует делать для устранения происходящих бед? Обсуждение этого вопроса продолжалось на втором 12-дневном соборном семинаре в 2000 году. Мне было поручено обобщить все высказывания. В итоге появилась брошюра «Россия и глобализация. Почему нужно знать истину о глобализации и новом мировом порядке и противодействовать им».

В августе 2003 года состоялся также в Спасо-Преображенском монастыре Волгоградской епархии третий 12-дневный соборный семинар Спасо-Преображенской общины с участием Высокопреосвященнейшего Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа. В этом семинаре участвовало 28 укрепленных в православной вере квалифицированных специалистов из семи епархий России. В настоящем сообщении в большой мере использован отчет этого семинара.

 

II. Главные задачи спасения России и Православия

 

Главной проблемой для нашей страны является пробуждение в народе веры и воспитание крепких православных людей, чтобы большинство народа имело православный образ жизни – духовную культуру на уровне 17-18 веков. При этом конечно, материальная культура должна быть на современном уровне, за исключением того, что препятствует людям обретать достаточно высокое духовно-нравственное состояние.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи, относящиеся к любому городу, региону и России:

1. Защита населения, особенно молодого поколения, от многостороннего духовно-нравственного растления.

2. Осуществление воспитания крепкой православной веры в государственных учебных заведениях.

3. Создание и сохранение крепких многодетных семей, имеющих православный образ жизни. При этом распад семьи общество должно считать весьма вредным аморальным явлением.

4. Воспитание в народе национальной идеологии восстановления и укрепления Святой Руси –главной духовной силы и непобедимости России.

5. Создание разнообразных деятельных православных общин, братств, сестричеств для решения этих задач и многостороннего созидания достойной, крепкой Державы России как основы Третьего Рима.

Успешное решение этих задач, невозможно без активного взаимосвязанного участия государственных структур, Церкви и общественных движений.

Жизнь в России после 1917 года чрезмерно усложнилась: произошли отступления от Православия, много добавилось новых зловредных факторов и сильно сократилось добротворение. Произошедшая в ХХ веке национальная катастрофа и трагедия – весьма сложное многостороннее явление. Нет простого способа его преодоления.

Для возрождения достойной жизни в России необходимо охватить сердцем и умом перемешанные в нашей жизни добро и зло и определить наиболее верную композицию взаимосвязанных мер и действий, которые ведут к необходимому оздоровлению нашей больной страны и ее возрождению. Это возможно сделать путем проведения системных научно-духовных исследований с использованием созерцающего творчества и, конечно, с помощью Господа, Кому «известно все обо всем вчера, сегодня и в будущем».

Для этого необходимо формирование и организация работы творческих коллективов по проведению научно-духовных системных исследований и разработок, что является одной из важнейших задач сегодняшней России. Эту работу можно начать путем организации и проведения ряда соборных конференций по разработке соответствующих целевых программ с участием крепких православных людей, готовых и согласных объединиться в соответствующие православные общины.

Первая конференция и программа «Создание системы православного и национально-культурного воспитания молодого поколения в государственных учебных заведениях».

Вторая конференция и программа «Создание системы православного воспитания руководителей».

Третья конференция и программа «Создание крепких счастливых семей в современных условиях».

Четвертая конференция и программа «Создание системы защиты народа России от духовно-нравственного и национально-культурного растления».

Опыт проведения таких конференций имеется в Волгоградской епархии и Волгоградском гостехуниверситете и Православном университете, где начиная с 1993 года проведено семь межепархиальных соборных конференций и семинаров.

 

III. Восстановление Святой Руси

 

Особо важной задачей в деле спасения и возрождения России как могучей Державы является осознание народом важности забытого национального феномена «Святой Руси» и необходимости ее восстановления. Особенно важно воспитание в духе Святой Руси молодого поколения.

На протяжении 1000-летней истории Святая Русь была главным животворящим началом в развитии и защите Руси и России, источником особой загадочной силы, отразившей нападения многих народов. Если эта сила укреплялась и возрастала, то Россия благоденствовала, а если сокращалась, то наше Отечество бедствовало. На протяжении ХХ века разнообразная антиправославная «нерусь» старалась жестокими способами уничтожить Святую Русь и память о ней. В настоящее время кризисного периода в истории России особенно важно понять и осознать, что такое Святая Русь, почему необходимо ее восстановление и что мы можем и должны сделать для этого, без чего нет будущего у нашей страны и народа.

Сегодня в России много крещенных людей, но большинство из них, к сожалению, маловерующие. Есть также и крепко верующие, которые всегда живут с Богом и готовы умереть за Христа и Отечество. Это народ Святой Руси. К Святой Руси относятся и святые Русской Православной Церкви, число которых в ХХ веке возросло в несколько раз, особенно прибавились новомученики и исповедники Российские.

Святая Русь состоит из отдельных православных людей и различных их объединений, к которым могут относиться: семьи, общины или братства, монастыри, учебные заведения, артели и предприятия, поселки жителей и другие естественные объединения на православной основе. Каждое объединение принимает и неверующих людей при условии их подчинения правилам жизни по Евангелию. Люди Святой Руси духовно через Божию волю соединены между собой, а также дружат и сотрудничают с окружающим народом, из которого более укрепленные в вере переходят в какое-либо объединение Святой Руси.

Человек Святой Руси – это непрерывный источник добрых дел, любви и тихой радости. Он старается не нарушать Божии заповеди, то есть не творит греха и зла, не обижается на людей и обстоятельства, от которых претерпевает скорби. Смиренно их воспринимает, молясь Богу, и одновременно предпринимает мудрые настойчивые меры и действия по их устранению. Люди Святой Руси прекрасно изображены в выдающихся произведениях Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне. Праздники» и «Богомолье».

Святая Русь – это основа Третьего Рима, это уникальное явление в мировой цивилизации как пример высшей духовной культуры, ведущей ко спасению человека и народ. Она не приняла антихристианских идей западного Возрождения и так называемого «гуманизма», ориентированных на жадное стяжание материальных благ и плотских утех, что и сегодня нам насаждают. Люди Святой Руси отвергли понятие развития научно-технического прогресса для постоянного наращивания массы товаров, услуг и обладания все большим количеством вещей и капитала. Этому понятию они противопоставили идею совершенствования души, преображения жизни через преодоление греховной природы человека.

 

IV. Устроение деятельных православных общин

 

Главной направляющей и организующей силой возрождения Святой Руси и России, особенно на первом этапе, как было и в прошлые кризисные периоды, являются православные общины, братства, сестричества. Создание таких православных объединений в настоящее время – нелегкое дело. Приведу некоторые мысли по этому вопросу нашей Спасо-Преображенской общины.

Православную общину образуют люди, добровольно согласившиеся по благословению священника ( а также и при его участии) совместно самоотверженно, смиренно и с любовью делать конкретное богоугодное доброе дело по принятым всеми правилам сотрудничества. Главная связующая основа в общине –хранение и умножение любви друг к другу: никого не ругать, не принуждать, подавать другим добрый личный пример и помогать духовно возрастать. Каждый молится за всех братий и сестер общины.

Современным православным людям, не имеющим воспитания в православных семьях, непросто объединиться и трудиться в общине по принятым правилам. Основным препятствием является эгоистическое нежелание подчиниться общинной соборной воле и нести тяготы друг за друга. А в подчинении соборной воле как раз и заключается главная добродетель и сила общины. Община – это служение ближним, в котором есть тайна: чем больше ты отдаешь себя людям, тем больше Бог дает тебе.

Община – это данная Богом духовная семья или род. Руководитель общины и его главные сподвижники должны радеть, чтобы жизнь в общине была интересной и душеспасительной, чтобы были общие радостные праздники и традиции, чтобы каждого поддерживали с любовью во дни болезней, скорбей, трудностей. Особое внимание уделяется членам общины, у которых в семье нет мирной благополучной жизни, оказание им помощи в оздоровлении отношений.

Какими должны быть структура и правила управления православной общиной? Не может быть единого стандарта устроения общины на всю Россию и все случаи жизни. Общины должны иметь много общего, исходящего от их евангельской православной сущности. Но каждая конкретная община имеет свои особенности и отличия, которые зависят от решаемых задач, реальной обстановки, числа и характера членов общины, ее руководителя. Поэтому создание каждой деятельной общины – это высокотворческое дело, устраиваемое с Божией помощью.

Православная соборная община – это самоорганизующееся общество единомышленников, которые определяют для себя цели, задачи и способы управления. Многие в таком обществе будут территориально удалены друг от друга и одновременно в нем будут близко живущие члены, для которых естественно объединение в малые общины как отдельные группы соборной общины, главная задача которой создавать и организовывать единомыслие и единодействие для всех групп соборной общины и ее индивидуальных членов.

Община – это не бюрократическая организация, где есть четко определенный списочный состав членов, удостоверения личности членов общины, протоколы заседаний, годовые и месячные планы работы и т.п.. Вместо этого есть четко определенные решения Совета общины и люди, взявшиеся их осуществить. А побуждает и контролирует исполнение решений память сердца и совесть, Исповедь и Покаяние пред Богом. При этом, одни люди возрастают в богоугодных делах, другие – стараются по силам своим и имеют полезные плоды, а третьи – отходят от непосильного дела и берут на себя другое, посильное.

Важно помнить православное правило: возрастать в делах от малого к большему и не останавливаться на малом. И другое правило: никого не отталкивать от дел общины, а с любовью помогать войти в них.

Основные правила жизни членов Спасо-Преображенской общины.

1. Личное возрастание в православном образе жизни и смиренной любви.

2. Участие в совместных богоугодных делах, богослужениях, собраниях, праздничных встречах, крестных ходах и других мероприятиях, сближающих и объединяющих людей.

3. Дела Общины имеют такой же высокий приоритет, как и семейные, служебные или учебные занятия.

В связи с этим заметим: некоторые остерегаются войти в общину, боясь, что не успеют делать другие свои неотложные дела. Существуют тысячи примеров в прошлом и в наше время, когда люди творят богоугодные дела и одновременно успевают исполнять мирские нужды. Секрет здесь прост. Во-первых, за угождение Богу этим людям ответно помогает Сам Господь. Во-вторых, у людей, занявшихся важным Божиим делом, пропадает интерес, а следовательно, сокращается время на неполезные досуги и ненужную мирскую суету. В третьих, нужно творчески изменить порядок и образ своей жизни, чтобы и делами общины с Божией помощью мы успевали заниматься. Наши предки 100-200 лет назад тоже были очень заняты мирскими заботами, но с церковными, общинными делами успевали справляться.

4. Включение в ежедневное молитвенное правило молитвы Спасо-Преображенской общины:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Дай мне силы, решимость, разумение, радение и смирение любить Тебя, ближних и Отечество наше и помоги мне, Господи, не быть равнодушным к погибели детей и страны нашей Российской.

Боже! Дай мне верных, разумных, радеющих, решительных, любящих и смиренных друзей и сподвижников и сподоби мя, Господи, и самому быть таковым.

Боже! Будь со мною и со страною нашей, и с моею семьею, и с моими друзьями, и сподвижниками и помоги нам, Господи, объединить наши силы и защитить семью и народ от растления и обнищания.

И не дай мне, Господи, и сегодня быть в безделии и бездействии по делам Твоим, и помоги мне быть в угождении Тебе, а не лукавому.

Святые угодники Божии, преподобные Сергие Радонежский и Серафиме Саровский, праведный Иоанн Кронштадтский и все новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас и нашей православной общине, и дай нам, Господи, необходимую помощь в исполнении воли Твоей и возрождении Святой Руси на нашей земле. Аминь.

 

 

V. У нас есть все для возрождения России

и созидания Третьего Рима

 

Ряд мыслителей оценивали наши возможности возрождения России и отмечают следующие из них наиболее важные:

1. Наиболее высокий по сравнению с другими великими державами духовно-нравственный потенциал, накопленный и сохраняемый в народе и монастырях, включая святых Православной Церкви, особенно новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

2. Вдохновляющая и укрепляющая народ высокая Русская культура, созданная и развиваемая на основе Евангелия и православного вероисповедания. Это душеполезная литература, сердечные народные песнопения, классическая музыка, изобразительное искусство, храмостроительство, иконотворчество и др.

3. Богатые традиции педагогики и народного образования, признанные лучшими в мире.

4. Богатые традиции Русской науки, сочетающей мировой уровень фундаментальных исследований и открытий и высокоэффективных прикладных разработок.

5. Способности народа к многостороннему высшему созерцающему (интуитивному) творчеству на духовно-нравственной основе, которое в наибольшей мере Господь дает православно верующим.

6. Обладание всеми необходимыми и практически неограниченными природными ресурсами: плодородные земли, ископаемое сырье (в России 60 процентов мировых запасов десяти видов наиболее ценного сырья), энергетические ресурсы, чистая вода (у России первое место в мире), выход к трем мировым океанам.

7. Терпение, выносливость и высокая работоспособность народа в кризисные и опасные периоды.

8. Лучшие традиции военного искусства для защиты Отечества, которые отличаются высоким боевым духом, неожиданностью и быстротой в нанесении ударов, умением побеждать превосходящую численность войск противника малыми силами.

9. И еще может быть самое важное – мы имеем веру в Россию. Не смотря на бедственное положение, большинство народа и сегодня верит в возрождение России, как сказал об этом великий русский мыслитель И.А. Ильин: «Быть русским – значить верить в Россию так, как верили в нее все русские великие люди, все ее гении и строители. Только на этой вере мы сможем утвердить нашу борьбу за нее и нашу победу… Без веры в Россию нам не возродить ее».

10. Главное, что у нас осталось вопреки 70-летнему богоборческому коммунистическому периоду и 15-летнему демократическому уничтожению и искоренению в нас Христа, – мы за все эти ужасные годы не потеряли Православного духа. Сегодня каждый русский человек стремится: сам принять крещение и окрестить своих детей; исполнить Таинство Венчания; проводить умерших по церковному обряду. Вчера был в Пскове на кладбище Орлецы – и не увидел ни одной коммунистической звезды, только кресты православные…

Главная задача каждого крещеного человека сегодня – бороться внутри себя со многими отступлениями от Православия. И этим следовать завету великого нашего святого преп. Серафима Саровского: «Спаси себя и вокруг тебя многие спасутся!»

 

 

Заслуженный деятель науки России,

профессор, священник

Александр Половинкин

Хостинг от uCoz